Виды автостекол

Современные автостекла – высокотехнологичный продукт. Главное их отличие от обычных стекол – высокая прочность. Существует два принципиальных вида стекол для машин. Они изготавливаются по двум различным технологиям и, следовательно, обладают разными свойствами.

  • Ламинированное – триплекс – представляет собой несколько листов стекла, скрепленных прозрачной пленкой. Триплекс выдерживает сильные удары. Когда же стекло разбивается, осколки, благодаря ламинированию, остаются на месте.
  • Закаленное, или сталинит – получается при помощи специальной технологии закаливания. Это стекло особенно прочное. При повышенном давлении оно разбивается на мелкие гранулы, безопасные для человека.

Есть также стекла из специального вида пластика.

Видов установки стекол тоже несколько. На российские автомобили стекла продолжают вставлять на уплотнителях, большинство иностранных автокомпаний приклеивают стекла с применением специальных полиуретановых клеев. 

При выборе стекол для своей машины нужно, прежде всего, узнать продукцию какого производителя использовала компания-производитель машин и как именно было установлено стекло на машину.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОСТЕКОЛ

Существует несколько крупнейших мировых производителей стекол:

1. Pilkington Lamino Oy выпускает под марками Pilkington, Sigla, Arva, Triplex. Сотрудничает с Mercedes, Audi, Volkswagen, Ford. 
2. Glaverbele (марка та же), в том числе владеет Борским стекольным заводом в Росси. Сотрудничает с Peugeot, Renault, в России Борский завод устанавливает свои стекла на Ford Focus российской сборки и «Жигули».
3. Asahi Glass Japan выходит так же под марками Lamesafe, Lamit, устанавливается на ряд японских моделей
4. Sekurit Saint-Gobain выходит под маркой SSG. Сотрудничает с Mercedes, Audi, Volkswagen, Skoda. 

Кроме того, существует огромное количество компаний, которые занимаются производством автомобильных стекол специально для ремонта и вторичного рынка. Тут можно выделить финскую TamGlass, голландскую Autover International B.V., испанскую Guardian Glass, также испанскую StarGlass, литовскую Panevezio Sticlas (PS) и турецкую Ugurlu и польскую Jaan. Большинство из них имеют соглашения с крупными производителями и производят стекла под их брэндами.

Маркировка автостёкол (расшифровки)

Любое автомобильное стекло - и лобовое, и заднее, и боковое содержит в себе много информации. Если знать, как расшифровываются непонятные, на первый взгляд надписи на стекле, то можно многое узнать.

В правом или левом, нижнем или верхнем углу каждого стекла есть маркировка.

Выглядит она приблизительно так:

 
Под стрелочкой 1 на рисунке изображена информация о товарном знаке и наименование производителя. В данном случае "PILKINGTON" - это один из крупнейших производителей автостекол.
I - упрочненное ветровое стекло
II - ветровое обычное многослойное стекло
III - ветровое обработанное многослойное стекло
IV - стекло из пластика
V - прочие (не ветровые) стекла с коэффициентом пропускания света ниже 70%
V-VI - двойное стекло с коэффициентом пропускания света ниже 70%
 
Элемент 2 на рисунке - несет информацию (код) о стране, предоставившей официальное утверждение (продукт сертифицирован в данной стране).
Расшифровать данную цифру можно при помощи следующей информации:
 
Код страны предоставившей официальное утверждение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
16
17
18
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Германия
Франция
Италия
Нидерланды
Швеция
Бельгия
Венгрия
Чехия
Испания
Югославия
Англия
Австрия
Люксембург
Швейцария
Норвегия
Финляндия
Дания
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
31
32
37
42
43
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Румыния
Польша
Португалия
Россия
Греция
Ирландия
Хорватия
Словения
Словакия
Беларусь
Эстония
Босния и Герцеговина
Латвия
Турция
Европейское сообщество
Япония
На рисунке указана цифра 17 - это значит, что стекло сертифицировано в Финляндии.

Как правило, стекло произведено в этой же стране. Но не всегда товар произведен там, где получил сертификат.

Элемент 3 на рисунке - это знак соответствия американскому стандарту.

Под стрелкой 4 на рисунке указан месяц и год изготовления. Т.е. данное стекло изготовлено 5 мая 2001 года.
 
Также на лобовых стеклах могут быть следующие элементы:
 
 
Пятка крепления зеркала - элемент крепления зеркала, наклеенный на стекло и поставляемый в комплекте, где это предусмотрено технологически.

Датчик дождя - сенсорный элемент встроенный (наклеенный) на стекло, автоматически включающий дворники в случае дождя.

Датчик света - амбиент - сенсор, автоматически включающий габариты автомобиля и другие оптические приборы.

Датчик влажности - это не оптический элемент. Принцип его работы - включение кондиционера при запотевании стекол.

Верхняя тонировка - затемненная полоса (солнцезащитный фильтр) на стекле сверху, служащая для комфортного вождения в солнечную погоду.

Молдинг - элемент, служащий для уплотнения и крепления стекла. Бывает декоративным.

AS-марка - качество оптической прозрачности стекла AS 1,2,3. AS 1 самое оптически чистое стекло.

Окошко под номер VIN (Vehicle Identification Number = VIN) - окошко на стекле для того, чтобы видеть VIN.

Торговая марка - LOGO торговой марки производителя стекла.

Шелкография - черная полоса по периметру стекла, служащая для того, чтобы скрыть элементы крепления и клей, защитить их от воздействия солнечных лучей. Это пластмассо-содержащий элемент стекла.
 
Заднее стекло имеет следующие элементы:

Типы автостекол.

Автомобильные стекла бывают однослойные и многослойные.

Однослойные, также их называют "сталинит" или закаленные, потому что они проходят термическую обработку - закалку (постепенный нагрев и охлаждение).
Однослойные - это обычно, боковые и задние стекла.
Если такое стекло разбивается, термообработка обеспечивает разрушение на небольшие осколки с неострыми краями.

Многослойные стекла, они же "триплекс" - это стекла с размещенной между слоями пластиковой пленкой. Многослойные стекла - это, как правило, лобовые стекла.
Также на некоторые марки автомобилей, на боковые и задние стекла производят и устанавливают "триплекс" для повышения безопасности и снижения уровня шума.
Многослойные стекла хороши тем, что при разрушение осколки удерживаются на связующей пленке, стекло не рассыпается, как "сталинит".
 
Как определить какого цвета стекло Вам необходимо?

Лобовые стекла (все "триплекс") могут быть:
  • Бесцветными
  • Тонированными - это заводская пятипроцентная тонировка зеленоватого, голубоватого или бронзового оттенка
  • С солнцезащитным фильтром (полосой сверху) голубого, зеленого, серого или бронзового цвета
  • Атермальными
Боковые стекла (сталинит) могут быть:
  • Бесцветными
  • С заводской пятипроцентной тонировкой разных оттенков
  • Атермальными
Чтобы определить какого цвета Ваши автомобильные стекла, необходимо положить под стекло лист белой бумаги. Если цвет бумаги через стекло будет иметь оттенок (голубоватый или зеленоватый) - значит, стекла на Вашем автомобиле имеют заводскую тонировку, и Вам нужно стекло не прозрачное, а тонированное определенного оттенка.

Ремонт автостёкол

Небольшие трещины и сколы на стеклах можно заклеить. Для отечественных автомобилей авторемонтники называют рентабельным ремонт сколов с лучами до 3-х см и линейных трещин до 15–20 см. Для иномарок – сколы до 6 см и лучи до 40 см. Процесс занимает от получаса до двух. В двух словах ремонт выглядит так: каждый кончик трещины аккуратно засверливают бормашиной для того, чтобы «остановить ее», а затем все тщательно очищают и обезжиривают специальным обезвоживающим составом на основе ацетона. На стекло устанавливается инжектор на мощной резиновой присоске, в него заливается прозрачный склеивающий полимер, после чего он инжектором вдавливается в трещину. Затем все фиксируют и высушивают с помощью специальных ламп, а дальше наводят полировку, и стекло выглядит как новое. Ремонт будет тем успешней, чем быстрее обратиться к техникам. Цены – около 5 долларов стоит остановка трещины, примерно по 2 доллара придется заплатить за каждый сантиметр отремонтированной длины, от 30 долларов стоит заделка скола. При нарушении технологии восстановленные стекла со временем или после смены сезонов могут начать снова крошиться, у них нарушится светопреломление.

Установка автостекол
 
Замена автостекол может быть произведена практически на любом сервисном центре. Прежде чем идти вставлять разбитое стекло. стоит обратить внимание на ряд деталей, чтобы эта операция не прошла впустую.

1. Перед заменой рекомендуется осмотреть кромку рамы на предмет ржавых пятен или сколов лакокрасочного покрытия. Если они есть, то нужно попросить перед установкой стекла восстановить краску.
2. Битумные пятна также не рекомендуется оставлять на кромке рамы – их нужно смыть перед установкой.
3. Не стоит без лишней необходимости осуществлять замену автостекла на улице. В дорожных условиях сложно уберечь клеевую поверхность от пыли, грязи, дождя, снега.
4. Приехав зимой в сервис для замены стекла, следует убедиться, что помещение отапливаемое. При низкой температуре клей не засохнет, и вставленное стекло простоит очень недолго.

Полировка лобового стекла автомобиля
 
Наряду с серьезными повреждениями стекол - такими, как трещины и сколы, - нередко встречаются менее опасные для стекла, но не менее неприятные для водителя автомобиля повреждения, например, утеря стеклом прозрачности из-за потертости, возникающей в результате воздействия стеклоочистителей, а также царапины и посеченности стекла.
Методом борьбы с данными повреждениями является полировка поврежденного участка стекла (если повреждения глубокие, то полировке предшествует шлифовка стекла). Полировка в чистом виде применяется при утере прозрачности стекла в результате потертостей и мелких царапин на стекле, полировка со шлифовкой - при ремонте посеченностей и глубоких царапин.
Процедура полировки стекла включает в себя следующую цепочку операций: подготовка стекла к полировке, нанесение на стекло и шлифовальную машинку шлифовальной (полировочной) пасты, полировка, заключительная мойка стекла.

Перечислим некоторые преимущества полировки стекла по сравнению с его заменой:
1. Полностью восстанавливается прозрачность стекла.
2. При устранении мелких повреждений (когда производится только полировка стекла) стоимость ремонта ниже стоимости замены стекла.
3. Исключаются все негативные последствия некачественной замены стекла (протечки, напряжения стекла и возникающие из-за этого трещины и др.); это важно, поскольку последствия некачественной замены намного серьезнее последствий некачественного ремонта стекла.
Недостатки этого способа ремонта:
1. При снятии слоя стекла в процессе шлифовки возникает некоторое оптическое искажение, пропорциональное толщине снятого слоя стекла (в процессе полировки снимается незначительный слой стекла, и искажений практически не происходит).
2. Полировка стекла с предварительной его шлифовкой - процесс трудоемкий и занимающий много времени, следовательно, он имеет достаточно высокую стоимость и не всегда рентабелен (исключение составляют редко встречающиеся либо очень дорогие автомобили, запасные части к которым, в частности - лобовые стекла, достать сложно и накладно).
В принципе, данные повреждения лобового стекла мало влияют на прохождение технического осмотра, поэтому встает вопрос о необходимости устранения этих повреждений. Здесь дело не в том, будете ли вы вообще ездить (езда без талона технического осмотра создает некоторые проблемы), а как вы будете ездить. Теоретически нарушение прозрачности стекла, наличие на нем всевозможных дефектов, отвлекающих внимание водителя во время движения, утомляет глаза и тем самым, как всякое утомление, приводит к стрессу. Наукой доказано, что утомление органов зрения вызывает ухудшение общего состояния организма человека, приводит к раздражительности, рассеяности внимания и другим негативным последствиям. Результат виден на дорогах. Многие думают, что можно ко всему привыкнуть и не замечать всевозможных точек и царапин на лобовом стекле. Они правы: ведь если бы человек не умел приспосабливаться, то вряд ли бы выжил. Но правы лишь отчасти. Ведь разве можно привыкнуть настолько, чтобы совсем не замечать мелькающие перед глазами дефекты? Создается иллюзия, что можно. В реальности же проблема, поставленная перед сознанием, со временем переходит в раздел подсознания человека. То есть наряду с привычкой не замечать неудобство, вырабатывается привычка не замечать негативных последствий, вызываемых этими неудобствами, а это уже опасно.
К сожалению, фактор утомления органов зрения - это всего лишь один из негативных факторов, влияющих на комфорт поездки и безопасность дорожного движения, которые в совокупности могут привести к весьма печальным последствиям. Следовательно, каждый автолюбитель, делая выбор относительно применения или неприменения мер по устранению дефектов на лобовом стекле, будет оценивать свой комфорт и безопасность.
 


Таблица взаимозаменяемости лобовых стекол некоторых автомобилей

  • Alfa Romeo 155 – FIAT Tipo
  • GEO metro – Suzuki Swift
  • GEO tracker – Suzuki Vitara
  • Daewoo Damas – Suzuki Carry
  • Daewoo Leganza – Daewoo Condor
  • Dodge Steаlth – Mitsubishi 3000
  • Cadillac Eldorado (старый) – Ford Contour
  • Cadillac Fleetwood – Cadillac Deville
  • Cadillac Seville – Cadillac Eldorado (старый)
  • Chevrolet Lumina apv – Pontiac Transport
  • Chrysler Concorde – Eagle Vision
  • Chrysler Cirrus – Dodge Stratos
  • Chrysler Newyorker (старый) – Chrysler Imperial
  • Chrysler Saratoga (старый) – Dodge Spirit, Chrysler le Baron
  • Citroen Berlingo – Peugeot Partner
  • FIAT Brava – FIAT Marea
  • FIAT Ulysse – Citroen Evasion, Lancia Z, Peugeot 806
  • FIAT Croma – SAAB 9000
  • FIAT Regata – FIAT Retro
  • FIAT Tipo – FIAT Tempra
  • Ford Econolite (старый) – Ford Mark II
  • Ford Escort (старый) – Ford orion
  • Ford Expеidition – Lincoln Navigator
  • Ford Crown Victoria – Mercury Grand Marcuis
  • Ford Laser – Mazda 323 (1998)
  • Ford Mondeo – Ford Contour
  • Ford Mustang – Mercury Capri
  • GMC Jimmi – Chevrolet Suburban, Chevrolet Tahoe
  • GMC Safari – Chevrolet Astra
  • Honda Inspire (старый) – Honda Shuttle
  • Honda Legend – Rover 825
  • Hyundai Grace – Hyundai H100
  • Isuzu Trooper – Opel Monterrey
  • Lancia Delta – Lancia Prisma
  • Mazda Bongo – Ford Econovan, Asia Topic
  • Mitsubishi L 300 – Mitsubishi Delica, Hyundai Galopper (в резиновом уплотнителе)
  • Mitsubishi Pajero – Hyundai Galopper (в резиновом уплотнителе)
  • Mitsubishi Terrano – Nissan Pathfinder
  • Mitsubishi Terrano2 – Ford Maverik
  • Mitsubishi Montero Sport (старый) – Mitsubishi Pajero
  • Mitsubishi Space Vagon – Eagle Summit
  • Mitsubishi Space Gear – Mitsubishi L400
  • Nissan Ultima – Nissan Bluebird
  • Nissan Gloria – Nissan Cedric
  • Nissan Infiniti – Isuzu Rodeo
  • Nissan Primera (91) – Nissan Cedra
  • Nissan Pulsar – Nissan Langly
  • Nissan Terrano – Nissan Pathfinder
  • Nissan Terrano II – Ford Maverik
  • Opel Kadett E – Daewoo Racer, Pontiac le Mans
  • Opel Frontera – Isuzu Rodeo
  • Pontiac Firebird – Chevrolet Camaro
  • Rover 416 – Honda Accord
  • Seat Ibiza – Seat Cordoba, Volkswagen Caddy, Volkswagen Polo
  • Skoda Favorit (старый) - Skoda Felicia/Favorit,
  • Toyota Corolla – Toyota Prisma (1988 – 1992)
  • Toyota Cresta – Toyota Mark II (971 842)
  • Volkswagen Golf 1 – Volkswagen Jetta
  • Volkswagen Golf 2 – Volkswagen Jetta
  • Volkswagen Golf 3 – Volkswagen Vento
  • Volkswagen Sharan – Ford Galaxy
  • Volkswagen Transporter – Volkswagen Caravelle

 

Тонирование автостёкол
 
Для увеличения отражения и поглощения тепла применяется тонировка стекол. Делается она двумя способами – наклейка пленки или распыление специального вещества на поверхность стекла.

Пленки по цвету бывают бесцветными, серебряными, бронзовыми, дымчатыми, серыми. Кроме эффекта тонирования они делают стекла более ударопрочным и безосколочным. Кроме того, тонированные таким способом стекла практически невозможно поцарапать. Правда, при нарушении процедуры тонирование пленка может отойти или выцвести. Стоит такая услуга от 100 долларов за автомобиль российского производства до 200 долларов за иномарку представительского класса.

Напыление – довольно дорогостоящий процесс, стоимость которого раза в 2-3 превышает стоимость тонирования пленкой. Напыление имеет несколько минусов – такие стекла обладают зеркальным эффектом, царапаются, и напыление не укрепляет стекло. Тонирование напылением требует заводских условий, так как необходимо равномерное нанесение краски на стекло. В обратном случае, даже невидимые неровности красящего слоя плохо влияют на зрение. Но при этом оно никогда не сойдет с автомобиля – его можно только смыть специальными растворами в заводских условиях.

При тонировке стекол нужно учесть, что существуют российские стандарты, несоблюдение которых грозит большими проблемами при прохождении техосмотра. Лобовое стекло не может иметь светопропускание менее 70 процентов. Боковые стекла можно затонировать как угодно, а заднее стекло можно тонировать более чем на 70% только при наличии исправных боковых зеркал заднего вида. Процент светопропускания измеряют специальным прибором – тауметром. Делается это во время каждого технического осмотра автомобиля на получение талона ТО.

Бронирование автостёкол
 
Под бронированием стекла понимается покрытие стекла специальной виниловой пленкой. Пленка толщиной 1,4-2 мм наносится на стекла специальным образом на специальном оборудовании. Прочность стекла при этом возрастает в 3-4 раза. Прямое попадание пули такое стекло не остановит, но рикошет или непрямой выстрел, а также камень выдержать вполне в состоянии. Стоит услуга 2–10 рублей за каждый квадратный сантиметр поверхности стекла.